Версия для слабовидящих

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Архангельский детский сад общеразвивающего вида

Воронежская область Аннинский район с. Архангельское ул. Мира 31

Телефон

8 47346 3-13-47

Эл. почта arhang-ds@rambler.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Архангельский детский сад общеразвивающего вида

Адрес: Воронежская область Аннинский район с. Архангельское ул. Мира 31
Телефон: 8 47346 3-13-47
Эл. почта: arhang-ds@rambler.ru

Организация предметно-развивающей среды

Организация предметно – развивающей среды в моей группе.

 

2016 год

Хочу вам рассказать о своей группе и о предметно – развивающей среде в ней.

 

 

 

 Большую часть времени в детском саду дети проводят в своей групповой комнате, поэтому можно сказать, что групповая для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.

Детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития  сферах жизни. И поэтому дошкольное учреждение должно предоставить ребёнку возможность не только изучать и позвать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. Во время пребывания детей в ДОУ решаются конкретные образовательные задачи, вовлекающие детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивается любознательность, творчество, коммуникативные способности детей. И так как я работаю во второй младшей группе, то очень хочется, чтобы в ней детям было комфортно и чтобы они с удовольствием шли в детский сад. А для того, чтобы комфортность порождала радость, интерес, чувство удовольствия, то организую развивающую среду на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы и индивидуальных особенностей дошколят.

 

 

Формируя ПРС в своей группе я изучаю методическую литературу, а также нормативные документы, которые помогают мне выбрать оборудование, учебно – методические и игровые материалы. В связи с этим при организации предметно – развивающей среды я придерживаюсь современных требований  Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, а также стараюсь учесть все санитарно – гигиенические нормы, не забывая о возрастных особенностях детей.

 

 

 

В ходе организации предметно – развивающей среде приходится быть не только педагогом, но и дизайнером, художником – оформителем, конструктором, психологом, строителем, чтобы подбирать удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. При зонировании помещения нами были сформированы разные центры, где нами размещены материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечения возможности развития познавательных способностей детей не только в непосредственно – организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных, строительно – конструктивных в группе имеются  наглядные пособия. Расположение разных центров стараюсь создать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательны способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Ребёнок может находиться отдалённо от детей  и взрослых или же рядом, а так же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для группы мы стараемся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

 

 

 Я считаю, что предметно – развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, поэтому игрушки должны быть удобны в повседневном использовании, предметы для игр хранятся у нас в свободном  доступе, на полочках, открытых и закрытых шкафчиках, игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. И мы своевременно изменяем предметно – развивающую среду, внося новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры, наглядные пособия в соответствии с уровнем развития ребёнка, отбирая их по количеству и качеству, в зависимости от интересов детей.

 

 

В группах созданы центры: сюжетно – ролевой игры; здоровья и двигательной активности; науки и озеленения; искусства;  строительно – конструктивных игр; уголок безопасности. Организация и расположение центров рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

 

 

 

Расскажу подробнее о содержании каждого центра.

 

 

Центр сюжетно – ролевой игры. (социализация).

Игра – ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой занимает  «жилая комната». В центре игровой зоны  на полу положили ковёр на котором размещена  игровая мебель с атрибутами для сюжетно – ролевых игр: кроватки, шкаф, диван – кресло, кухонный шкаф, газовая плита.

 

 

В моей младшей группе пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развёртыванию сюжета. Дети этого возраста очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. Девочки и мальчики учатся действовать с предметами и переносят полученные знания и навыки и самостоятельные игры в повседневную жизнь.

 

 

Парикмахерская «Салон – красоты»

«Салон – красоты» излюбленное место девочек. Можно долго наблюдать как дети общаются между собой словно «клиент» и «мастер». Обсуждают причёски наряды. Парикмахерскую я оборудовала специальным стеллажом, на котором находятся различные флакончики (шампунь, крем, коробки от туалетной воды различные  инструменты и фартук парикмахера) и , расположенным на стене над ними, зеркалом. Также здесь  висит фотографии различных стрижек для наглядности.

 

 

 

 

Уголок «Больница»

Игра «Доктор» также популярна в группе . Для этого она оборудована столиком с телефоном для приёма вызовов, а также медицинским чемоданчиком со всей атрибутикой, присущей людям этой профессии ( таких как фонендоскоп, градусник, коробочки из – под лекарств, шприц, а также медицинским халатом и шапочкой.

 

 

 

 

Центр здоровья и двигательной активности:

содержит инвентарь и оборудование для физического развития детей: проведения закаливающих мероприятий, маски – шапочки для игр, пособия для дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастика для  глаз; пособия и атрибуты для утренней гимнастики и гимнастики пробуждения( кегли, мячи: большие и малые, скакалки, флажки, обручи, гимнастические палки, ленточки. ). Приобрели два массажных коврика и две корзины для метания мячей. Большим спросом  у детей пользуется игровая стойка для игры с мячами. На нашу площадку я выношу спортивно – игровое оборудование для организации двигательной активности воспитанников.

 

 

 

                                  Центр детской книги:

включает  уголок детской библиотеки: детские книги, журналы, иллюстрированный материал по художественным  произведениям, подборки загадок, песенок, потешек. Книжный уголок оборудовала полочками на которой располагаю обычно 4- 5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями .Все книги периодически обновляю.  И еще недавно, к новому учебному году, один из родителей сделал нам полочку – передвижку в виде лесенки.  Библиотеку сочетаю с уютной  зоной отдыха, где есть небольшой столик и диванчик.

 

 

 

Центр природы:

расположен непосредственно у окна, в нём размещены растения (фикус, бегония, герань, бальзамин) разместили эти растения так как у них выражены основные части (стебель и листья) и они красиво, обильно и долго цветут. Оборудование для труда в природе, ручного труда; там же разместила информационный материал об объектах живой природы: это альбом гербарий растений и дидактической игры по формированию экологических представлений.  Стоят коробки с муляжами овощей и фруктов.

 Рядом на стенде «уголок природы» я поместила  пейзажную картину, которую мы с детьми оформляем в зависимости от текущего сезона (осень, зима, весна, лето). Рядом на стене я поместила стенд  «Это интересно», где наглядно, по средствам картинам дети могут наблюдать за сезонными изменениями в природе и знакомиться с различными природными зонами земли и их обитателями.

 

 

 

 

Центр изобразительного искусства:

Содержит материалы по изодеятельности: по рисованию (карандаши, краски, кисти, цветные восковые мелки, бумага для рисования), лепки, аппликации, книжки – раскраски, трафареты. Этот уголок расположила по соседству с центром детской книги и оборудовала его столом и стульчиками. За столом дети могут посмотреть книги и нарисовать иллюстрации к ним.

 

 

Центр строительно – конструктивных игр:

Оснащён строительным материалом, современными конструкторами «Лего». К этому новому учебному году мы приобрели для группы очень яркий разноцветный крупный строитель. На данный момент у нас строителя в достаточном количестве.

 

 

 

Учебный центр (сенсорика)

В нашей группе уголок сенсорик представлен играми для знакомства с сенсорными  эталонами, развития представлений о свойствах и качествах предметов и пространственных отношениях между ними: «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Всё круглое, квадратно, треугольное», «Заселяем домики», «Лото», «Мозаика», «Пирамидки», «Шнуровки», «Матрёшки – вкладыши».

Родители помогли сконструировать очень удобный сенсорный столик.

 

 

Уголок дежурства:

С раннего возраста дети приучаются быть помощниками. Для этого в группе оборудован уголок дежурства. Приходя в детский сад дети знают кто сегодня и где дежурит, так как уголок оформлен стендом с кармашками, в которых выставляются фото детей. Также здесь висят необходимые атрибуты: фартуки и шапочки, совочки и щёточки. Детям очень нравиться помогать взрослым. Накрывая на стол, поливая и ухаживая за цветами или помогая к подготовке к занятиям наши воспитанники стараются быть похожими на своих мам и также внимательно и добросовестно к своим обязанностям.

 

 

Центр безопасности:

Включает в себя красочные плакаты по данной тематике. Их я повесила на стену. Рядом стоит столик с макетом пожарной машины, которую нам подарили наши соседи – работники пожарной части. Мы его очень ценим и дорожим им.

Посоветовавшись с родителями вновьпоступивших в этом году детей приобрели в  нашу  группу ковровую дорожку с нарисованными улицами, проезжей частью, с постройками и малыши играя уже учатся регулировать движение транспорта и пешеходов. Хотя мои воспитанники в возрасте от 3 до 4 лет, по моим наблюдениям, эта игровая зона их самая любимая ( особенно у мальчиков).

Да и необходимость создания этого уголка обусловлено требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Рядом я оборудовала стенд «Будь осторожен», который доступно и наглядно через картинки знакомит дошколят с элементарными правилами дорожного движения.

 

 

 

Уголок «Для вас родители»:

Я считаю, как театр начинается с вешалки, так и предметно – развивающая среда начинается в приёмной комнате. Это место, которое родители посещают каждый день, служит наглядной педагогической информацией для них. 

На стене я разместила уголок для родителей, где они могут познакомиться с жизнедеятельностью группы : визитной карточкой, сеткой занятий, режимом дня, правилами для родителей, характеристикой возрастных, психологических особенностей малышей. В удобном месте расположено  меню. Папки передвижки ставлю на шкафчики. Приобретаю их в районном методическом кабинете. Сейчас они у меня в группе в достаточном количестве. Разнообразная тематика и яркое оформление привлекает внимание родителей (пример) .

К началу учебного года  оформила уголок , где выбрала из журналов и напечатала советы и рекомендации по воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Обновляю фотостенд  «Вот так мы поживаем!» по мере проведения развлечений и праздников совместно с родителями.

В приёмной комнате уютно и комфортно, живые цветы, чистота и порядок. На раздевальных шкафчиках разместила картины, которые я составила из сухих цветов и растений.

Вечером, после рабочего дня, мамы и папы могут присесть и подождать своих детей.

У входа в раздевалку я поместила уголок «Здраствуйте, я пришёл!» - на него утром ,заходя в раздевальную комнату, дети  размещают свою фотографию с хорошим настроением, каждый  на своей ладошке. Этим дети приветствуют друг друга.

 

 

 

 

Центр театрализованной  деятельности:

Наш центр театрализованной деятельности находиться в мини – музее «Русская изба». В ней размещены атрибуты для игр драматизации , театральной деятельности (элементы костюмов), Наш плоскостной театр на фланелеграфе, который мы подготовили вместе с детьми и родителями, я стараюсь проводить в мини - музее . Разнообразные старинные предметы интересны моим воспитанникам. Собирали мы их конечно не без помощи родителей. Очень малыши любят посещать «Русскую избу».

 

 

 

 

В моей группе новая переносная ширма, смастерили  и украсили её папы и мамы. Её использую как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены  в уголке уединения.

Ещё с коллегой по группе мы приобрели дом – палатку, где ребёнок может уединиться: заняться любимым делом, подумать, помечтать, полежать, посидеть, посмотреть групповой альбом, позвонить родителям по телефону. Его можно в любое время сложить и убрать.

 

 

 

 

 

Таким образом в своей групповой комнате я стараюсь создать все условия для полноценного физического и психологического развития детей, продумываю размещение игр, пособий, игрушек согласно программе М.А.Васильевой «Воспитание и обучение дошкольников в детском саду» . Стараюсь создавать условия для комфортного самочувствия каждого ребёнка. Комфортное психологическое состояние ребёнка определяется его поведением: он спокоен, весел, жизнерадостен, охотно включается в детскую деятельность и общение, свободен и инициативен в контактах со взрослыми и с удовольствием посещает детский сад.

Организация предметно – развивающей среды в моей группе.